Сегодня мы поговорим о структуре книги. Из чего состоит издание? Что важно? Чем можно пренебречь? А что требуется согласно ГОСТ.
Сразу хочу уточнить, мы не планируем говорить о структурной организации произведения — завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог. Речь пойдёт исключительно о носителе текста — книге.
Обложка
Представим себя в библиотеке. На бесконечных стеллажах мы видим корешки книг. И, если мы попали в библиотеку на экскурсию, первое впечатление от издания, которое мы можем получить даёт нам именно корешок.
Корешок — это торцевая часть обложки или торцевая поверхность книжного блока, скрепляющая все элементы книги. На корешке мы можем прочитать название книги, узнать автора, том, год издания, а также увидеть логотип издательства. Корешок своей толщиной расскажет ещё и об объёме книги. Осуществив выбор взглядом и затем взяв книгу в руки, мы соприкасаемся со всей обложкой: чувствуем текстуру бумаги, вес и, конечно, вовлекаемся в первую и главную иллюстрацию. В обложку издатель вкладывает главную мысль книги, изюминку, которая расскажет читателю о повествовании, которое таится в издании, на уровне образов, чувств и эмоций. Создание достойной обложки — это искусство. Как художник вкладывает в одно полотно — в одну картину — отрезок жизни, жизнь, вселенную, бытие, так дизайнер, в тесном сотрудничестве с коллегами, творит законченную лаконичную «фразу», передавая её всеми доступными способами. В ход идут шрифты, иллюстрации, графика, композиция, колористика, чувство пространства и многое, многое другое.
Кроме обложки, книга может содержать суперобложку. Суперобложка — это праздничная одежда, которая одевается поверх переплёта книги. Дополнительная одежда яркая броская нарядная. Для чего? Для привлечения внимания к изданию. Для солидности. Для значимости. Маркетинг никто не отменял! Как в библиотеке мы выбираем книгу по корешку, так на прилавках книжных магазинов и супермаркетов, мы замечаем книги по их одежде. Когда одежда праздничная, шансы обратить на себя внимание резко поднимаются, не правда ли? На практике случаются достойные издания с невыразительной обложкой и неудачным названием. Они остаются незаметными покупателями-читателями. Чтобы избежать перепечатки всего тиража, как спасение, могут прибегать к суперобложке. Да-да, суперобложка способна подарить и старому изданию новую жизнь!
Но мы отвлеклись… Книга в руках, и наступает волнительный момент — открыть крышку волшебного сундучка))) Когда мы открываем книгу мы полны ожиданий, мы ждём сюрприз, мы ждём чудо. Помните свои ощущения в детстве? У меня была книга «Золотой ключик» на обложке которой была нарисована настоящая дверь. Эта книга осталась со мной на всю жизнь, и неважно, что обложка потрёпана временем, значимость этой книги не пострадала.
Войдём?!
Форзац
Нас встречает форзац — создавая настроение цветом, орнаментом, качеством используемой для него бумаги. Это как большие тяжёлые и в чем-то даже грандиозные шторы Большого театра…
Форзац — обычно сложенный пополам лист бумаги, помещаемый между переплётной крышкой и книжным блоком. Форзац — это декорация. Форзац может быть простой — белый или цветной, в тон с основной обложкой; тематический — графические элементы оформления продолжают раскрывать суть издания; декоративно-орнаментальный — орнамент, передающий атмосферу книги.
Вы помните ощущения, когда в театре открываются шторы, мы затаив дыхание ждём начало представления. Что же внутри, в глубине, кто там живёт?!)
Для легкости восприятия полной структуры книги мы подготовили иллюстрацию, на которой в схематичном виде можно увидеть основные части издания. Сохраняйте и пользуйтесь!)
Итак, первая страница — это оборотная часть форзаца и, как правило, чистая незапечатанная. Такие листы в издании называют воката. Воката используется в композиционных целях, например создать определенный ритм.
Титулатура
В структуре книги есть общее понятие титулатура — первые листы книги с приветственно-информационным словом издателя. К титулатуре относят совокупность титульных листов книги: авантитул, контртитул, титульный лист или титульный разворот, оборот титульного листа (страница с библиографическими данными).
Какой порядок листов титулатуры? Как оформляется титулатура? Подробные ответы на все эти вопросы даёт ГОСТ Р 7.0.4–2006 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления»
Далее мы обозначим принцип расположения и основные сведения, которые располагаются на каждом листе. Подробные требования к оформлению каждой страницы смотрите в ГОСТ.
Сразу отмечу, что в изданиях не всегда используется весь набор титулатуры. Например, авантитул, контртитул, шмуцтитул могут отсутствовать. Контртитул может быть заменён титульным разворотом и т. п.
На одном развороте с воката располагается авантитул — страница, предшествующая титульному листу. К слову, разворот — это две смежные страницы раскрытого издания, являющиеся единым композиционным целым. Как правило, авантитул — это первая или одна из первых страниц в книге с текстом. Разговор начинается! И он может начаться даже с одного слова «Здравствуй!». Но как правило, на авантитул выносится часть информации с титульного листа — надзаголовочные данные (название организации, от имени которой выпускается издание, наименование серии), название издательства и (или) его логотип, иногда повторяют фамилию автора и заглавие.
Кроме того, авантитул — это первая полоса книжного блока. И новые термины)) В книжной терминологии полосой называют одну страницу в блоке. Книжным блоком называют листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплётную крышку или обложку. То есть, книжный блок — это все страницы книги без обложки. Количество полос в блоке должно быть кратно 2, 4, 8 — в зависимости от выбранного вида переплёта.
Следующий разворот — это контртитул (левая полоса) и титульная страница (правая полоса). Не буду усложнять совет рассказывая все возможные варианты расположения, учитывая, что книги могут быть переводные, может быть переиздание, многотомное издание и пр. Глубже изучить этот вопрос можно пользуясь вышеуказанным ГОСТ Р 7.0.4–2006.
Добавим ещё один новый термин — фронтиспис. Фронтиспис — это иллюстрация располагаемая на контртитуле.
Переворачиваем титульный лист. На обороте титульного листа располагается страница с библиографическими данными, строго оформленная согласно ГОСТ. УДК, ББК, ISBN и другая библиографическая информация.
На правой полосе нового разворота, рядом с библиографическими данными, может начаться повествование, а может быть Введение или шмуцтитул, предваряющий первую главу Шмуцтитул — это структурный элемент издания, представляющий собой отдельный лист или страницу с заглавием крупных рубрик, эпиграфами, иллюстрациями, книжным декором.
Пройдя увесистое количество страниц повествования, мы дойдём до содержания, списка литературы, алфавитного указателя и т. п.
Нахзац
А завершая наше путешествие, мы встретим — нахзац, который ещё называют задний форзац. Нахзац, как и форзац, скрепляет книжный блок, только уже с задней стороной переплётной крышки. Помните когда в театре закрывают занавес… В конце произведения (в конце спектакля), шторы также грандиозно закрываются, оставив нас в атмосфере величия, созданного соприкосновением с искусством слова.
Для легкости восприятия полной структуры книги мы подготовили иллюстрацию, на которой в схематичном виде можно увидеть основные части издания. Сохраняйте и пользуйтесь!)
Структура книги:
- Суперобложка
- Обложка
- Форзац
- Обратная сторона форзаца
- Авантитул
- Контртитул
- Фронтиспис
- Титульный лист
- Обратная сторона титульного листа
- Шмуцтитул
- Разворот
- Блок книги
- Нахзац