В работе с уже существующими журналами мы часто сталкиваемся с тем, что Клиент констатирует «Дизайн уже есть, нужна только вёрстка. Редизайн издания не интересует». При этом общие пожелания выглядят так: нужно добавить воздуха, внести «свежую струю», привнести динамики, эффектно подать инфографику и т. д.
Подобные запросы стали триггером в написании данного Совета Эксперта.
Что включает дизайн и редизайн журнала / издания?
Разработка дизайна издания предполагает создание концепции, в рамках которой ведётся дальнейшая работа над всеми номерами издания. Создаваемые концепцией рамки не ограничиваются шрифтами и цветом. Шрифт, цвет, графические (ещё называют, стилевые элементы), требования к иллюстративному материалу — это не более чем базовые составляющие стиля, инструменты.
Разработка дизайна издания предполагает создание концепции, в рамках которой ведётся дальнейшая работа над всеми номерами издания
При разработке концепции, первый вопрос на который мы отвечаем — это «Что?», то есть определяем базовые составляющие. Второй вопрос — это «Как?». Как именно можно использовать то, что является инструментом стиля. В вопросе «Как?» будет определена суть концепции. Например, будут определены
- общий вид концепции — лаконичный, воздушный, современный, строгий, игровой, деловой, компактный и т. п.
- шрифтовые карты — подбираются шрифты и их сочетание, соответствующее общей концепции
- цветовые карты — какие цвета, для каких целей определенный цвет, как использовать, в каких пропорциях, в каких сочетаниях и т. д., в том числе ограничения, как не использовать
- стиль иллюстративного материала (фото, иллюстрации) — это очень важная составляющая стиля, которая формирует атмосферу издания. Здесь определяются какие именно иллюстрации будут отражать нашу концепцию. Определяются постановочные сцены, цветовая гамма, контрастность, художественный стиль иллюстраций и т. п.
- графические элементы — какие элементы, в каких случаях их использовать, частота использования и т. п.
Далее работы ведутся непосредственно над Блоком и Обложкой журнала
- разрабатывается сетка издания — образно можно сказать, что это скелет, на опорах которого будет строиться стиль. Правильная сетка позволяет дать разнообразие дизайна статей или, наоборот, сузить варианты.
- определяются типы контента (заголовки разных уровней, лид, врез (цитаты), врез (тематические блоки), подрисуночные подписи, сноски, ФИО автора статьи и т. п.)
- определяется вид и размеры шрифта для всех типов шрифтовой иерархии и типов шрифтового контента, определенных ранее
- создаётся стиль для различного типа контента, либо запланированных рубрик — например, шаблоны для интервью, раздела новостей, содержания и т. п.
- создаются стили для инфографики, таблиц, графиков
- создаются требования и ограничения для рекламных материалов (при их наличии), также формируется рекламная сетка
- разрабатывается логотип издания — название журнала в графическом исполнении
- разрабатывается дизайн Обложки — определяются элементы, составляющие контент на Обложке (выносы, анонсы, сезонные маркеры, наличие штрих-кода и т. п.). Прорабатываются варианты компоновки и ограничения.
Что включает верстка журнала/издания?
Вёрстка — это процесс работы с контентом в рамках существующей концепции издания, то есть работа в определенных рамках, созданных для всех типов контента (рубрик, текста, иллюстративного материала, графических элементов, инфографики, графиков, таблиц и т. п.).
Работа верстальщика заключается в соблюдении этих рамок и грамотной вёрстке с точки зрения технических правил. Так, например, «висячие предлоги», неправильное перетекание текста по колонкам, неправильное обтекание иллюстрации текстом и т. п., являются грубой ошибкой вёрстки.
Повторюсь, верстальщик — это технический специалист, в его профессиональные обязанности входит соблюдение правил, но не создание креатива. Когда есть на что опереться (проработанная концепция дизайна издания), верстальщик качественно и интересно реализует верстку. Креативность верстальщика — это приятный бонус, который высоко ценится в сфере полиграфического дизайна, и такой специалист не задерживается на должности верстальщика.
Вёрстка — это процесс работы с контентом в рамках существующей концепции издания
Предлагаю рассмотреть качественную вёрстку на примерах из журнала EdExpert, с которым мы работаем на протяжении более пяти лет. На примерах нескольких разворотов — Рубрика, Содержание, Статья — можно видеть, как в рамках созданной концепции верстальщики реализуют варианты вёрстки, получая в работу только текстовый и иллюстративный материал. Примеры смотрите ниже.
Если Клиент запрашивает вёрстку издания, и отказывается от редизайна, правильно будет изначально обозначить границы вёрстки, чтобы не возникло завышенных ожиданий и недопонимания. Поверьте, откровенность пойдёт на пользу отношениям с Клиентом.
Желаю отзывчивых и ведущих диалог клиентов!
С наилучшими пожеланиями,
Креативный директор «Студии дизайна Елены Пушкиной»
Елена Пушкина